Выставка – экскурсия «Ревностен и достоин»,

посвящённая священнику церкви Рождества Христова в Любучанах Мирону Орлеанскому

  В 2012 году в мире отмечалось 200-летие Отечественной войны 1812 года, в честь этого события в Любучанской школе прошло много мероприятий, одним из которых было участие в научно – практической конференции «Малая война» как один из факторов разгрома «Великой армии» Наполеона в Великой Отечественной войне 1812 года»в музее «Лопасня – Зачатьевское». 

           В мае 2014 года из города Рыбинска в позвонил художник Алексей Орлеанский, который  в Интернете наткнулся на работу «Участие жителей Любучан в войне 1812 года (по материалам школьного музея и прессы)», размещённой на сайте  школьного музея «Мы этой памяти верны»  и попросил помощи в сборе исторических материалов о своём дальнем родственнике – Мироне Орлеанском, который в 1819 – 1825 гг. служил священником в церкви Рождества Христова в с. Любучаны. Так завязалась переписка на страницах Интернета, которая позволила нам познакомиться с одним из героев Отечественной войны 1812 года и заграничного похода русской армии 1813 – 1814 , 200-летний юбилей которого отмечается в этом году.                              

                                                                                              

           Алексей Орлеанский подарил нашему музею материалы о Мироне Орлеанском, которые легли в основу выставки «Ревностен и достоин».Мирон Орлеанский родился в 1774 году в семье священника села Шеметова Ярославской губернии. Был наречён в честь Святого мученика Мирона, дни поминовения которых в XVIII веке были соответственно 12 и 19 августа

Восьми с половиной лет Мирона отдали на обучение в Ярославскую духовную семинарию. Семинария располагалась в стенах Спасо-Преображенского монастыря Ярославля.

         Учебные занятия начинались с октября месяца. За время учёбы он обучился  арифметике, латинскому языку, риторике, истории, географии, французскому языку, философии и физике. По успеваемости учащиеся семинарии получали краткие характеристики: «понятен», «весьма понятен», «средствен» или «весьма средствен». Мирон по усвоению знаний стабильно имел оценку «надёжен»

          Фамилию «Орлеанский» Мирон получил во время учёбы в семинарии. Семинаристы, происходившие исключительно из духовного сословия, в большинстве из семей сельских церковнослужителей, чаще всего фамилий не имели, а именовались по отчеству: кто чей сын. Отныне им не только разрешалось, но и полагалось иметь фамилию. Так Мирон до поступления в семинарию звался «Мирон Григорьев сын», в семинарии же к своему имени стал добавлять – Орлеанский.

        Эту фамилию мог дать архимандрит Иоиль, ректор семинарии, который прекрасно знал и любил историю, накопленные знания и любовь к истории с удовольствием передавал своим ученикам и вероятно не одному из них поспособствовал в выборе фамилии. 

Или епископ преосвященный Арсений, вступивший на Ростовскую архиерейскую кафедру 13 ноября 1783 года. В библиотеке Арсения имелось множество изданий по истории и культуре стран Европы, в их числе были и книги, посвящённые Столетней войне и непосредственно самой Жанне д’Арк.

       

    

            Весьма вероятно, что именно владыка Арсений в один из своих приездов в губернский город самолично нарёк малолетнего семинариста Мирона фамилией Орлеанский.       С самых первых дней своего пребывания в Ярославской духовной семинарии Мирон пел в семинарском хоре и принимал участие в торжественных службах в соборной церкви в честь Успения Пресвятой Богородицы

  24 ноября 1791 года в 17-тилетнем возрасте Мирон Орлеанский был произведён в дьяконы Ярославского Кафедрального Успенского собора.

        К этому времени у него определился неплохой певческий голос. В апреле 1793 года его  принимают в архиерейский хор певчим.      5 июня 1797 года Ярославль удостоил своим посещением император Павел I со старшими сыновьями Александром и Константином. Августейшие особы присутствовали в Успенском Кафедральном соборе на богослужении, которое проводил преосвященный Арсений. Диакон Мирон Орлеанский принимал участие в службе в качестве второго тенора архиерейского хора. В 1798 г. архиепископ Арсений получает указ, что ему необходимо присутствовать на заседании в Синоде в Санкт – Петербурге. Вслед за Арсением Верещагиным отправился в столицу и певчие архиерейского хора.

О повседневной жизни ярославских певчих в Санкт-Петербурге в 1800 году известно подробно благодаря сохранившейся «Певческой книге» , в которой почти ежедневно записывались все приходы и расходы денежных сумм хора.

         Из записи в этой книге мы узнаём, что 16 мая этого года диакон Мирон в составе хора ярославских певчих участвовал в похоронах генералиссимуса Ф.В. Суворова.

       Прожив год в Петербурге, дьякон Мирон Орлеанский вернулся в Ярославль. В 1799 г. скончался архиепископ Арсений. Мирон лишился своего духовного наставника и влиятельного покровителя.10 мая 1807 года дьякон Мирон Орлеанский был «произведён по Указу Святейшего правительствующего Синода членом высокопреосвященным Антонием, архиепископом Ярославским и Ростовским и кавалером, в священники с определением в 28-й Егерский полк». Мирон получил сан иерея. Подобное назначение в то время, как отмечал в своих воспоминаниях один священник: «сулило полковому служаке только мыканье по белому свету и горе».

         11 июля 1808 года священник Мирон Орлеанский из 28-го Егерского полка переведён в Московской гренадёрской полк. С этого момента его судьба и история Московского гренадёрского полка стали неразрывны почти на десять лет.

      Перемещение о. Мирона из егерского полка в гренадёрский произошло при участия шефа Московского гренадёрского полка принца Карла Мекленбургского. В разговоре с принцем о. Мирон не мог не напомнить ему об их первой встрече, которая состоялась в 1799 году в Павловске в день обручения великой княжны Елены Павловны со старшим братом Карла Фридрихом Мекленбургским.

    Вместе со своим полком прошёл русско – турецкую войну 1808 – 1812 гг. и за участие в походах против турок священник Мирон Орлеанский был представлен к наперстному кресту на Георгиевской ленте, дававшийся священнослужителям за воинские подвиги.

После вторжения Наполеона  в Россию, принял участие в Смоленском сражении, покинул Смоленск одним из последних, принимая участие в эвакуации раненных.

        25 августа 1812 г., в канун Бородинской битвы, отслужив в церковной палатке обедню, в течении дня он исповедовал и причащал воинов, благословлял их на неизбежную схватку. На совещании с принцем Карлом Мекленбургским обговаривалась стратегия предстоящего сражения, во время которого полковые священники должны были быть впереди гренадёрских колон.

       Священник Московского гренадёрского полка о. Мирон Орлеанский в Бородинском сражении 26 августа 1812 года шёл с крестом в руке против наступающих французских войск впереди колонны московских гренадёров.

       На протяжении нескольких часов он находился под неприятельскими выстрелами и шквальным пушечным огнём. Несмотря на контузию левой ноги, полученную от удара ядром, о. Мирон оставался в строю, продолжая воодушевлять сражавшихся воинов, исповедовать и напутствовать умирающих.  

После вторжения Наполеона  в Россию, принял участие в Смоленском сражении, покинул Смоленск одним из последних, принимая участие в эвакуации раненных.

        25 августа 1812 г., в канун Бородинской битвы, отслужив в церковной палатке обедню, в течении дня он исповедовал и причащал воинов, благословлял их на неизбежную схватку. На совещании с принцем Карлом Мекленбургским обговаривалась стратегия предстоящего сражения, во время которого полковые священники должны были быть впереди гренадёрских колон.

       Священник Московского гренадёрского полка о. Мирон Орлеанский в Бородинском сражении 26 августа 1812 года шёл с крестом в руке против наступающих французских войск впереди колонны московских гренадёров.

       На протяжении нескольких часов он находился под неприятельскими выстрелами и шквальным пушечным огнём. Несмотря на контузию левой ноги, полученную от удара ядром, о. Мирон оставался в строю, продолжая воодушевлять сражавшихся воинов, исповедовать и напутствовать умирающих.  

После вторжения Наполеона  в Россию, принял участие в Смоленском сражении, покинул Смоленск одним из последних, принимая участие в эвакуации раненных.

        25 августа 1812 г., в канун Бородинской битвы, отслужив в церковной палатке обедню, в течении дня он исповедовал и причащал воинов, благословлял их на неизбежную схватку. На совещании с принцем Карлом Мекленбургским обговаривалась стратегия предстоящего сражения, во время которого полковые священники должны были быть впереди гренадёрских колон.

       Священник Московского гренадёрского полка о. Мирон Орлеанский в Бородинском сражении 26 августа 1812 года шёл с крестом в руке против наступающих французских войск впереди колонны московских гренадёров.

       На протяжении нескольких часов он находился под неприятельскими выстрелами и шквальным пушечным огнём. Несмотря на контузию левой ноги, полученную от удара ядром, о. Мирон оставался в строю, продолжая воодушевлять сражавшихся воинов, исповедовать и напутствовать умирающих.  

После освобождения России от наполеоновских войск отец Мирон принял участие в Заграничном походе русской армии, в ходе которого участвовал в сражениях при Лютцене, Баутцене, Дрездене, Кульме.

          Последняя битва, непосредственным очевидцем которой он стал, была Великая Битва Народов под Лейпцигом.

          В конце 1813 года из-за ранения о. Мирон был вынужден остаться в госпитале вблизи крепости Майнца на Рейне, где он был не только пациентом, но и как духовное лицо.

Зимой 1814 года со своим полком он возвратился в Россию, получил награды – серебряную медаль в память о войне 1812 года и наперстный медный крест на чёрно-красной ленте ордена св. Владимира.

        Франция за подвижничество в госпиталях наградила знаком Лилии. Награда предназначалась для отличившихся мужеством и самоотверженностью, в том числе пострадавших или раненых. 

          

В послужном списке о. Мирона размашистым почерком значилось «Ревностен и достоин»

После увольнения из армии о. Мирон подаёт прошение митрополиту          Московскому и Коломенскому Серафиму

 Всепокорнейшее прошение

            Продолжал я полковую Его Императорского Величества Службу 10 лет и 8 месяцев, но по причине приключившейся мне болезни от полученной в Генеральном  Бородинском сражении в левую ногу ядром жестокой контузии, Святейший синод по прошению моему уволил меня от полковой службы с таковым указным предписанием, чтоб за усердную и ревностную службу, дать мне приличное и выгодное место. С сею надеждою по благоизволению господина министра духовных дел и по резолюции преосвященного Августина поступил я в Московскую епархию, но год и 4 месяца протекло уже. Как я состою в сей епархии, а места основательного и доселе не имею в течение означенного времени истощил я всю собственность для содержания себя с семейством, а паче для поддержания расстроенного от полученной контузии здоровья моего. А посему нередко бывает. Что случай и обстоятельства отказывают иногда мне и в дневном пропитании. Будучи в таковой крайности осмеливаюсь прибегнуть к Вашему Благоснихождению к бедности и покорнейше сим просить определения меня к такому месту (…)

    В резолюции митрополита Серафима было указано, что  священник Мирон состояния хорошего и трезвенного, поэтому, чтобы он не остался далее со своим семейством без пропитания определить его к церкви Рождества Христова в селе Любучаны.

     О служении в Любучанах мы узнаём из Полного собрания резолюций митрополита Филарета.

        Отец Мирон прослужил в Любучанах пять лет, но ни с кем   не смог найти общий язык, со всеми рассорился.

       Помещик Подольского уезда, села Любучан гвардии ротмистр Александр Майлевский просил епархиальное начальство об удалении от должности священника Христорождествеской церкви сего села Мирона Орлеанского за оставление младенцев без крещения по две недели и более, и за другие предосудительные поступки.  

     Одни писали жалобы на него, на других он сам написал. Характер у него был не подарок. Он явно у него испортился, наверно и из-за болезни, и из-за бедности, и из-за тяжёлых воспоминаний, и вообще от такой жизни.

      Отец Мирона стал сильно злоупотреблять  алкоголем. Употребление спиртного проходят красной нитью через всю его биографию. Всё началось ещё в семинарии. Семинаристы посвящали своему учителю о. Иоилю Быковскому оды с таким текстом: «Учащихся ты покровитель, вина, веселий и утех» Был любителем застолий и архиепископ Арсений. О.. Мирон несколько лет находился в Московском гренадёрском полку, шефом которого был Карл Мекленбургский. Принц разведкой Наполеона характеризовался так: «довольно хороший генерал, очень храбр в огне, но глуповат; любим своими офицерами и солдатами, любит много выпить; когда идёт в огонь, то имеет обыкновение поить своих солдат допьяна». В полку о. Мирона офицеры любили и уважали (это следует из выданных о. Мирону добросовестно написанных со многими подписями свидетельств о его ранении), разумеется, все вместе выпивали, что не возбранялось, а наоборот поощрялось. Кроме всего прочего непрерывные боли в ноге надо было чем-то заглушать, лекарств не было, водка была единственным средством, хотя она не была тогда 40-градусной.

        После десяти лет постоянных военных походов наверно о. Мирону было трудно адаптироваться к мирной оседлой жизни. Если в полку он делил с солдатами и офицерами голод и холод кочевой жизни, все там были друзьями и братьями по несчастью, то в Любучанах обстоятельства поменялись.        

       Может быть, ему было обидно быть настоятелем сельской церкви, наверно он считал, что заслуживает большего. Пока он находился в дальних походах, одни штатские священнослужители, его ровесники или даже моложе его, не нюхавшие как он пороха, обходили его по служебной лестнице, другие совсем его не понимали и не принимали. Никому не было дела до его прошлых заслуг.

       Вопрос социальной адаптации участников боевых действий и сейчас остро стоит.

        Сначала, видимо, к новому священнику присматривались, потом стали смотреть на него косо, а, в конце концов, терпение у людей лопнуло, и его решили выставить из села. Священник Мирон Орлеанский был сослан в Дмитровский Борисоглебский монастырь на полгода за непозволительно большие поборы с крестьян за требы, нетрезвую жизнь, за напрасное поношение помещика села Любучан г. А. Майлевского и за высылание из церкви женщин, приносивших к св. Причащению младенцев. Затем был лишён права вести службы. Затем перевели его в село Савельево Серпуховского уезда (ныне Ступинский р-н). Настоятелем он уже не был, «состоял» при церкви Преображения Господня, где и умер 18 марта 1835 года, на 62 году жизни.

Литература

  1. Вайнтрауб Л.Р. Храм Рождества Христова в Любучанах Чеховского благочиния Московской епархии (XVII – XX вв.)). – Копия хранится в школьном музее «Мы этой памяти верны» МБОУ Любучанская СОШ.
  2. Лашунина Раиса. Участие жителей Любучан в войне 1812 года (по материалам школьного музея и прессы). /«И вечной памятью двенадцатого года …» А.С. Пушкин. 200-летию победы Отечественной войне 1812 года посвящается. Альманах – 2012
  3. Орлеанский А. «Ревностен и достоин». Повесть о полковом священнике о. Мироне Орлеанском. - Копия хранится в школьном музее «Мы этой памяти верны» МБОУ Любучанская СОШ.
  4. Орлеанский А. Полковой священник Мирон Орлеанский (1774 – 1835) (К 240-летию со дня рождения).//Рыбная слобода, №3(7) 2014, с.85-89
  5. Орлеанский А. Священник Мирон Орлеанский. В кн. Отечественная война 1812 года и Ярославский край./Авт.-сост. И.Ф. Ковалева; Науч. ред. В.П. Федюк.-Рыбинск:Медиарост,2012. С.100-101
  6.  Полное собрание резолюций Филарета, митрополита Московского. Т.1. М., 1903.
  7. Коновалова И. Живёт такой Орлеанский. //Рыбинские известия, 23 октября 2013. http://gazeta-rybinsk.ru/2013/10/23/10650
  8. Орлеанские (духовенство; Костромская губ.) http://forum.yar-genealogy.ru/index.php?showtopic=7450 Форум Ярославского историко-родословного общества
  9. Военное и морское духовенство в России. http://www.pravenc.ru/text/155073.html
  10. Шеметово. Церковь Воскресения Христова Соборы.ру. Народный каталог православной архитектуры. http://sobory.ru/article/?object=12856
  11. Русско-французская война 1812 года в Российской и европейской истории: уроки и значение.(Материалы конференции) http://www.ase.ro/ccrus_nou/pdf/2012/Borodino/Borodino_conf/borodino-conf_toate-comunicarile_ro-ru.pdf
  12. Интернет – портал архивной службы Ярославской области Опись 14, т.1 Дело об определении семинариста Мирона Орлеанского в дьяконы церкви с. Спасское - Ярыжницы Борисоглебского уезда. http://www.yar-archives.ru/web-archive/index.php?act=opis&fund=648&opis=45004&page=42
  13. Щедринова В. Фундамент будущего. //Чехов сегодня, 25 мая 2013г., с.5
  14. Мы этой памяти верны (О Мироне Орлеанском). //Школьная планета, май 2014, №8, с.6
  15. Мы этой памяти верны (Участие Мирона Орлеанского в заграничном походе русской армии 1813 – 1814 гг.). //Школьная планета, май 2014, №9, с.6
  16. Мы этой памяти верны (О Мироне Орлеанском). //Школьная планета, май 2014, №10, с.3